Главная » Статьи » КАЧЕСТВО » Лекции

Лекция 3 Ишикава

 

ЛЕКЦИЯ

ПРИЧИННО СЛЕДСТВЕННАЯ ДИАГРАММА  ИШИКАВЫ

Самуил Маршак

Гвоздь и подкова

Не было гвоздя – подкова пропала,

Подкова пропала – лошадь захромала,

Лошадь захромала – командир убит,

Конница разбита, армия бежит,

Враг вступает в город, пленных не щадя,

Потому что в кузнице не было гвоздя.

Термины и Информационные источники

- Иерархия 

Диаграмма Ишикавы

Несоответствие

Цикл Шухардта Деминга

2) Смотрим словарь

 

Главная задача СМК (из цикла PDCA):

- выявление несоответствий (C),

- определение причин возникших несоответствий (A),

- устранение причин, вызвавших несоответствия (P)

Причинно-следственная диаграмма Исикавы

В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Она получила название «диаграмма Исикавы» (в японской литературе эту диаграмму из-за ее формы часто именуют «рыбья кость» или «рыбий скелет»).

Причинно-следственная диаграмма Исикавы – это средство графического упорядочения факторов, влияющих на объект анализа, она дает наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях между ними .

Рекомендуемые этапы построения причинно-следственной диаграммы:

  1. Определите перечень показателей качества (видов дефектов, брака), которые следует проанализировать.
  2. Выберите один показатель качества и напишите его в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проведите прямую линию, которая будет представлять собой «хребет» будущей диаграммы Исикавы.
  3. Запишите главные причины, влияющие на показатель качества. При определении главных причин рекомендуется  использовать мнемонический прием 4М ... 6М.
  4. Соедините линиями («большими костями») главные причины с «хребтом», расположив наиболее важные ближе к голове «рыбьего скелета». Ранжирование причин по их значимости, т.е. вероятности проявления, предполагает использование анализа Парето (он позволяет выявить причины, накопленная значимость которых находится в области 80 %).
  5. Определите и запишите вторичные причины для записанных главных причин. Для выявления вторичных причин удобно использовать метод «мозговой атаки».
  6. Соедините линиями («средними костями») вторичные причины с «большими костями».
  7. В зависимости от глубины проводимого анализа можно достроить «кости» и более низкого порядка.

 

При построении причинно-следственной диаграммы рекомендуется:

  • выбирать такие показатели качества и такие факторы, которые можно измерить;
  • для того чтобы результат построения диаграммы был практически применим, разбивать причины на подпричины нужно до тех пор, пока по каждой из можно предпринять действия по устранению, иначе сам процесс их выявления превратится в бессмысленное упражнение;
  • проверять логическую связь каждой причинной цепочки: предыдущая стрелка по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая – как следствие.

 

 

 

4) реальный пример использования: Стандарт ОАО «РЖД» СТО 1.05.515.3-2009 

 

 

 

 

 

Категория: Лекции | Добавил: Босс (25.09.2014)
Просмотров: 1154
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ответственный: Егоров А.Б |
Дизайн: Гринько А.С. © 2024   
Конструктор сайтов - uCoz