.Дисциплина УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Лекция ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
ISO 9000:
Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организации.
На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют:
a) её внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой;
b) изменяющиеся потребности;
c) конкретные цели;
d) выпускаемая продукция;
e) применяемые процессы;
f) размер и структура организации.
Процессный подход
Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разра-
ботке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью
повышения удовлетворённости потребителей путём выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществ-
лять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность,
использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может
рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно
вход следующего.
Применение в организации системы процессов нарядус их идентификацией и
взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемо-
го результата, могут быть определены как «процессный подход».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое
он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их ком-
бинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важ-
ность:
a) понимания и выполнения требований;
b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими цен-
ности;
c) достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения
их результативности;
d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
6.1 Процесс - объект и предмет проектирования
Объектом проектирования является процесс, как составная часть СМК.
Предметами проектирования являются (см. процессный подход):
1) входы процесса (если они не прописаны в Руководстве);
2) выходы процесса (если они не прописаны в Руководстве);
3) средства и способы коммуникации со смежными процессами (если они не прописаны в Руководстве);
4) распределение ответственности и полномочий между руководителями смежных процессов (если они не прописаны в Руководстве);
5) алгоритм процесса (последовательность действий, преобразующих вход в выход, или функцию процесса);
6) распределение ответственности и полномочий между исполнителями процесса (если они не прописаны в Руководстве);
7) требования к обеспечению процесса;
8) критерии результативности процесса в целом и его отдельных действий;
9) способы самоконтроля и оценки качества процесса.
Прим.
1) Поскольку СМК строится как система процессов, то каждый процесс – элемент СМК. Следовательно, к каждому процессу должны применяться все принципы СМК.
2) Выход каждого процесса, как правило, является входом другого (смежного) процесса и наоборот. Все процессы являются одновременно потребителями и поставщиками (внутренними в рамках РиК) для смежных процессов. Поэтому для всех процессов являются принципиально важным реализация принципов удовлетворенности потребителя и взаимовыгодного сотрудничества с поставщиками по отношению к смежным процессам.
6.2 Процесс – как проблемо разрешающая система
переделать
Применение системного подхода означает, что при проектировании процесса мы должны рассматривать его как ПР систему и описать все ее параметры (свойства, признаки):
1) формулировка проблемы, которую необходимо решить;
2) структура целей и задач, направленных на решение проблемы,
3) структура процесса (системы) – фактически это алгоритм процесса,
4) функции процесса (целевые и другие),
5) потоки процесса и каналы коммуникации,
6) факторы;
7) свойства процесса.
6.3 PDSA – основа обеспечения качества процесса
Методика разработки процесса
Процедура П 1.06-2011 Разработка и внедрение процесса
|